Назад

 

 

 

БАББИТЫ (по ГОСТ 1320-74)

Общие сведения. Баббиты — белые легкоплавкие анти

фрикционные сплавы на основе олова или свинца. Применяются

для заливки вкладышей подшипников скольжения различных

машин. Основные требования, предъявляемые к антифрикцион-

ным сплавам, определяются условиями работы вкладыша под-

шипника. Антифрикционные сплавы должны иметь высокую из-

носостойкость и малый коэффициент трения между валом и

подшипником; достаточную пластичность для лучшей прираба-

тываемости к поверхности вала; твердость, достаточную для

вкладыша как опоры вала, но не вызывающую сильного износа

самого вала; обладать микрокапиллярностью, т.е. способностью

удерживать смазочные материалы.

Указанные требования обеспечиваются неоднородной струк-

турой антифрикционных сплавов, состоящей из мягкой основы с

равномерно распределенными в ней твердыми включениями.

При вращении вал опирается на твердые частицы, обеспечиваю-

щие износостойкость и способность воспринимать сравнительно

высокие удельные давления, а мягкая основа, изнашиваясь быст-

рее, прирабатывается к валу и образует сеть каналов (микрорель-

еф). удерживающих смазочный материал.

Оловянные и свинцовые баббиты.

ГОСТ 1320-74 распространяется на оловянные и свинцовые баббиты

в чушках, применяемые для заливки подшипников скольжения и других

 антифрикционных деталей.

В зависимости от химического состава устанавливаются

следующие марки баббитов: Б88, Б83, Б83С (оловянные баббиты);

Б16, БН и БС6 (свинцовые баббиты).

Химический состав и категории качества баббитов приведе-

ны в таблице.

Среди баббитов лучшими антифрикционными свойствами

обладают оловянные. Они применяются для подшипников ответ-

ственного назначения, когда от антифрикционного материала

требуются минимальный коэффициент трения, высокая износо-

стойкость и вязкость. По сравнению с баббитами на основе свин-

ца износ оловянных баббитов в два раза меньше.

Все оловянные баббиты содержат в своем составе сурьму и

медь, а баббит Б88 дополнительно легирован кадмием и никелем.

Структура оловянных баббитов состоит из мягкой основы

(раствора сурьмы в олове) и равномерно распределенных в ней

твердых частиц химического соединения SnSb. Таким образом,

сурьма упрочняет мягкую основу баббитов и создает включения

высокой твердости. Добавка меди дополнительно увеличивает

твердость оловянных баббитов (за счет образования твердых

.включений Cu3Sn и препятствует ликвации по плотности. Не-

значительные добавки кадмия и никеля не образуют новых со-

ставляющих в структуре баббита Б88, но уменьшают размеры

кристаллитов химического соединения.

Баббит Б88 применяется для подшипников, работающих

при больших скоростях и высоких динамических нагрузках. Для

подшипников, работающих при больших скоростях и средних

.нагрузках, применяются баббиты Б83 и Б83С.

Недостаток оловянных баббитов — высокое содержание до-

рогого и дефицитного олова.

Более дешевые свинцовые баббиты применяют в менее от-

ветственных случаях, так как они уступают оловянным баббитам

по механическим и антифрикционным свойствам, а также и по

коррозионной стойкости. Свинцовые баббиты имеют структуру,

состоящую из эвтектики (мягкая основа) и твердых частиц β

фазы (SnSb), СuзSn и Си2Sb.  .

Содержание дефицитного олова в свинцовых баббитах сни-

жено (5,5-17%). Для предотвращения ликвации при литье из-за

различия плотности олова, свинца и более легкой сурьмы в свин-

цовые баббиты вводят добавки меди.

Наиболее простой по химическому составу баббит Б 16 имеет

повышенную хрупкость и применяется только для спокойных

условий работы без динамических нагрузок.

Баббит БН дополнительно легирован никелем, мышьяком и

кадмием. Добавка никеля повышает твердость и износостойкость

сплава. Мышьяк улучшает жидкотекучесть баббита и повышает

его теплопрочность. Кадмий вводят для повышения прочности и

коррозионной стойкости сплава.

Самый дешевый баббит марки БС6 обладает достаточной

вязкостью и применяется для работы в условиях ударных нагру-

зок.

Условия работы и примерное назначение баббитов приведе-

ны в таблице.

 

 Химический состав и категории качества оловянных и свинцовых баббитов

 

Марка баббита Катего­рия качест­ва Массовая доля основных компонентов, % Суммар­ная мас­совая доля приме-сей, % не более
Sn Sb Cu Cd Ni Аs РЬ
Б88

Выс­шая

 

Осталь­ное

 

7,3-7,8

 

2,5-3,5

 

0,8-1,2

 

0,15-0,25

 

 

 

 

0,260

 

Б83

То же

 

То же

 

10,0-12,0

 

5,5-6,5

 

 

 

 

 

0,559

 

Б83С

— —

 

— —

 

9,0-11,0

 

5,0-6,0

 

 

 

 

1,0-1,5

 

0,265

 

Б16

Первая

 

15,0-17,0

 

15,0-17,0

 

1,5-2,0

 

 

 

 

Осталь­ное

 

0,660

 

БН

Выс­шая

 

9,0-11,0

 

13,0-15,0

 

1,5-2,0

 

0,1-0,7

 

0,1-0,5

 

0,5-0,9

 

То же

 

0,270

 

БС6

То же

 

5,5-6,5

 

5,5-6,5

 

0,1-0,3

 

 

 

 

 

 

 

0,285

 

Условия работы и применение оловянных и свинцовых баббитов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Марка

 

Характеристика

 

Давление МПа

Окружная скорость м/с Рабочая температура °С

 Применение

 

баббита

нагрузки

     

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

Б88

 

Спокойная

 

20; 15

 

50

 

75

 

Подшипники для быстроход­

 ных и среднеоборотных дизе­

 

 

ударная

 

 

 

 

 

 

 

лей. Нижние половины

 крейцкопфных подшипников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

малооборотных дизелей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б83

 

Спокойная

 

15; 10

 

50

 

70

 

Подшипники турбин, крейц-

 

 

 

ударная

 

 

 

 

 

 

 

копфные, мотылевые и рамо-

 

Б83С

 

Спокойная

 

15; 10

 

50

 

70

 

вые подшипники малооборот­

 

 

 

ударная

 

 

 

 

 

 

 

ных дизелей, опорные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

подшипники гребных валов

 

БН

 

Спокойная

 

10;

 

30

 

70

 

Подшипники, работающие

 

 

 

ударная

 

7,5

 

 

 

 

 

при средних скоростях и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

средних нагрузках. Подшип­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ники дизелей, компрессоров,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

судовых водопроводов

 

Б16

 

Спокойная

 

10

 

30

 

70

 

Моторно-осевые подшипники

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

электровозов, путевых ма­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

шин, оборудование тяжелого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

машиностроения

 

БС6

 

Ударная

 

15

 

-

 

70

 

Подшипники автотракторных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

двигателей

 

 

Кальциевые баббиты.

Наиболее дешевые из баббитов кальциевые баббиты — изготовляются по

ГОСТ 1209-90.

Это сплавы на основе свинца с небольшими добавками кальция и на

трия. По требованию потребителя кальциевые баббиты легируют

другими легирующими элементами.

Изготавливают следующие марки кальциевых баббитов:

БКА, БК2 и БК2Ш. Химический состав и применение баббитов

даны в таблице.         

Кальциевые баббиты обладают наименьшей теплопроводно-

стью и наибольшей плотностью среди всех баббитов на основе

олова или свинца. К их недостаткам относится также легкая

окисляемость.

Все баббиты имеют существенный недостаток — низкое со-

противление усталости, что ухудшает работоспособность подшип-

ника. Из-за небольшой прочности баббиты могут успешно экс-

плуатироваться только в подшипниках, имеющих прочный

стальной (чугунный) или бронзовый корпус. Обычно тонкостен-

ные подшипниковые вкладыши автомобильных двигателей изго-

товляют штамповкой из биметаллической ленты, полученной на

линии непрерывной заливки.

Продолжительность работы подшипников зависит от тол-

щины баббитового слоя, залитого на стальной вкладыш. Умень-

шение толщины слоя увеличивает срок службы подшипника.

Дефицитность олова и в меньшей степени свинца заставляет

изыскивать и применять антифрикционные сплавы на менее де-

фицитной основе (например, на основе алюминия.

 

Химический состав и применение кальциевых баббитов

 

 

Массовая доля элементов, %

 

 

 

 

 

основные компоненты

 

примеси, не более

 

 

 

Марка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прочие

Применение

 

 

 

Са

 

Ма

 

Мg

 

Sn

 

А1

 

РЬ

 

Вi

 

Sb

 

Cu

 

Al

 

Mg

 

примеси

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БКА

 

0,95-1,15

 

0,70-0,90

 

~"

 

 

0,05-0,20

 

Остальное

 

0,10

 

0,25

 

 

—.

 

0,02

 

0,30

 

Для заливки буксовых под­шипников трения для вагонов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и тендеров железных дорог.

 

БК2

 

0,3-

 

0,20-

 

0,01-

 

1,50-

 

 

То же

 

0,20

 

0,20

 

0,15

 

0,02

 

 

0,30

 

Для заливки вкладышей коренных и шатунных

 

 

0,55

 

0,40

 

0,05

 

2,10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 подшипников дизелей и газовых двигателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БК2Ш

 

0,65-

 

0,70-

 

0,03-

 

1,50-

 

-

 

 

0,20

 

0,20

 

0,15

 

0,02

 

-

 

0,30

 

Для подшихтовки сплавов при

 

 

 

0,90

 

0,90

 

0,09

 

2,10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

заливке вкладышей коренных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и шатунных подшипников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дизелей и газовых двигателей.

 

Примечание. Баббит марки БКА по согласованию с потребителем может изготовляться с массовой долей алюминия менее 0,05 %.

 

 Назад

Сайт управляется системой uCoz